Главная Статьи Работы Е.В. Лозовского
Е.В. Лозовский
СУЕТА ВОКРУГ
ПОРТРЕТОВ
В
1855 г. Московский университет должен был отметить своё столетие.
Однако
когда министр народного просвещения А.С.Норов подал императору
докладную записку о проекте медали, она вернулась с резолюцией: “Согласен, только моей фигуры не нужно”. Руководству же университета
очень хотелось, чтобы портрет императора на медали остался. Действительно, изображение
императора к тому времени уже украшало медали в память 100-летия императорской
Санкт-Петербургской Академии Наук, 50-летия Российской Академии Наук, 250-летия
Виленского университета, на заложение в Киеве университета
Св. Владимира. Чем, спрашивается, хуже Московский университет? Поэтому
последовало новое ходатайство, на котором император написал: “…всякий знает, что
в 1853 году был в России Николай Павлович, не люблю моей фигуры на медалях и без
того их довольно, заменить Российским гербом”. Приказа, отданного в недвусмысленных
выражениях, ослушаться не посмели, и лицевую сторону медали занял двуглавый орёл.
Что
взять с далёкой от придворных сфер московской профессуры! Но Норов-то должен был
знать, что на помещении на медаль императорского портрета настаивать не следует.
К своим изображениям на нумизматических произведениях государь относился весьма
своеобразно. Все предложения о выпуске “портретной” монеты регулярного
чекана уже после первой попытки, предпринятой в 1827 г., пресекались им, что называется,
на корню. Среди сотрудников Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа из поколения
в поколение передавалось, что портрет на пробной монете очень встревожил императора:
ему показалось, что на ней изображена “отрубленная голова”. И.Г.Спасский считал,
что доля истины здесь есть – на всех позднейших монетных портретах
Николая шея затейливо обрезана с частью груди на манер античного бюста. Что касается
медалей, то здесь портрет императора помещался достаточно часто, однако в немалом
числе случаев на его месте помешался Государственный герб, надпись или какое-то
другое изображение.
Суета
вокруг одного портрета улеглась, но через некоторое время началась вокруг другого.
Уже после выпуска медали академик П.И.Пекарский заметил, что подпись на медали
“граф Шувалов” не верна: Иван Иванович Шувалов (1727–1797), занимая исключительное
положение при дворе императрицы Елизаветы Петровны, отказался принять графский
титул. Графом был его родственник Пётр Иванович Шувалов (1710–1762), министр и
председатель Военной коллегии. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что
подпись-то как раз верна – на медали изображён действительно граф П.И.Шувалов, не имевший
никакого отношения к Московскому университету, портрет которого скопирован с посвящённой
ему медали 1758 г.
Эта
путаница с портретом на медали, разработкой проекта которой занимался Комитет,
состоявший как раз из семи человек, позволили известному нумизмату А.В. Орешникову
предпослать своей статье, ей посвящённой, ехидный эпиграф: “У семи нянек дитя
без глазу”.
Надо
сказать, что отнесение этой ошибки на счёт членов Комитета было беспочвенным:
Московский университет был, наверное, единственным местом, где твёрдо знали, что
И.И.Шувалов графом не был. На протяжении долгих лет в речах, звучавших на различных
торжественных актах, к его имени никогда не присоединялся графский титул. Однако,
согласно бюрократической процедуре того времени, проект медали на утверждение
императору должен был представлять министр народного просвещения А.С.Норов, соответственно
и доклад на высочайшее имя и все сопровождавшие его документы готовились, как
сейчас сказали бы, в аппарате министерства. На этом-то этапе у И.И.Шувалова и
появился графский титул, что, замечу, скорее всего, не свидетельствует о необразованности
тогдашних чиновников, а является просто следствием описки. К примеру, уже в наше
время даже историки иногда присоединяют то княжеский, то графский титул к тому
или иному представителю рода Нарышкиных, хотя известно, что те неизменно отказывались
от подобных пожалований, считая все титулы не стоящими сознания того, что из их
семьи происходит мать Петра Великого.
Так
или иначе, но к А.П.Лялину, которому было поручено изготовление проектного рисунка
медали, поступило утверждённое императором описание, где чёрным по белому значился
граф Шувалов. Поскольку инициалы этого графа в описании указаны не были, он скопировал
изображение именно графа Шувалова с известной ему медали работы Ж.А.Дасье, а медальер В.В.Алексеев воспроизвёл его в металле.
Так
портрет П.И.Шувалова оказался на медали, посвящённой событию, к которому он не
имел никакого отношения.
Медаль
на столетие Московского университета.
Л.с.
– М.В.Кучкин, о.с. – В.В.Алексеев по рисунку А.П.Лялина.
Медаль
в честь фельдцейхмейстера графа Петра Шувалова
Ж.А.Дасье